Open
Close

Кодирование и обработка звуковой информации. Параметры, влияющие на качество цифровой звукозаписи Качество оцифрованного звука зависит от

Звук представляет собой распространяющуюся чаще всего в воздухе, воде или другой среде волну с непрерывно изменяющейся интенсивностью и частотой.

Человек может воспринимать звуковые волны (колебания воздуха) с помощью слуха в форме звука различая при этом громкость и тон.

Чем больше интенсивность звуковой волны, тем громче звук, чем больше частота волны, тем выше тон звука.


Зависимость громкости, а также высоты тона звука от интенсивности и частоты звуковой волны

Герц (обозначается Гц или Hz) - единица измерения частоты периодических процессов (например колебаний). 1 Гц означает одно исполнение такого процесса за одну секунду: 1 Гц= 1/с.

Если мы имеем 10 Гц, то это означает, что мы имеем десять исполнений такого процесса за одну секунду.

Человеческое ухо может воспринимать звук с частотой от 20 колебаний в секунду (20 Герц, низкий звук) до 20 000 колебаний в секунду (20 КГц, высокий звук).

Кроме того, человек может воспринимать звук в обширном диапазоне интенсивностей, в котором максимальная интенсивность больше минимальной в 1014 раз (в сто тысяч миллиардов раз).

Для того, чтобы измерять громкость звука придумали и применяют специальную единицу "децибел " (дБ )

Уменьшение или увеличение громкости звука на 10 дБ соответствует уменьшению или увеличению интенсивности звука в 10 раз.

Громкость звука в децибелах


Для того чтобы компьютерные системы могли обрабатывать звук, непрерывный звуковой сигнал должен быть преобразован в цифровую, дискретную форму с помощью временной дискретизации.

Для этого, непрерывная звуковая волна разбивается на отдельные маленькие временные участки, для каждого такого участка устанавливается определенная величина интенсивности звука.

Таким образом, непрерывная зависимость громкости звука от времени A(t) заменяется на дискретную последовательность уровней громкости. На графике это выглядит как замена гладкой кривой на последовательность "ступенек".


Временная дискретизация звука


Для записи аналогового звука и его преобразования в цифровую форму используется микрофон, подключенный к звуковой плате.

Чем гуще на графике будут располагаться дискретные полоски, тем качественнее в итоге получится воссоздать первоначальный звук

Качество полученного цифрового звука зависит от количества измерений уровня громкости звука в единицу времени, т. е. частоты дискретизации.

Частота дискретизации звука - это количество измерений громкости звука за одну секунду.

Чем большее количество измерений производится за одну секунду (чем больше частота дискретизации), тем точнее "лесенка" цифрового звукового сигнала повторяет кривую аналогового сигнала.

Каждой "ступеньке" на графике присваивается определенное значение уровня громкости звука. Уровни громкости звука можно рассматривать как набор возможных состояний N (градаций), для кодирования которых необходимо определенное количество информации I , которое называется глубиной кодирования звука.

Глубина кодирования звука - это количество информации, которое необходимо для кодирования дискретных уровней громкости цифрового звука.

Если известна глубина кодирования, то количество уровней громкости цифрового звука можно рассчитывать по общей формуле N = 2 I .

Например, пусть глубина кодирования звука составляет 16 битов, в таком случае количество уровней громкости звука равно:

N = 2 I = 2 16 = 65 536.

В процессе кодирования каждому уровню громкости звука присваивается свой 16-битовый двоичный код, наименьшему уровню звука будет соответствовать код 0000000000000000, а наибольшему - 1111111111111111.

Качество оцифрованного звука


Итак, чем больше частота дискретизации и глубина кодирования звука, тем более качественным будет звучание оцифрованного звука и тем лучше можно приблизить оцифрованный звук к оригинальному звучанию.

Самое низкое качество оцифрованного звука, соответствующее качеству телефонной связи, получается при частоте дискретизации 8000 раз в секунду, глубине дискретизации 8 битов и записи одной звуковой дорожки (режим "моно").

Самое высокое качество оцифрованного звука, соответствующее качеству аудио-CD, достигается при частоте дискретизации 48 000 раз в секунду, глубине дискретизации 16 битов и записи двух звуковых дорожек (режим "стерео").

Необходимо помнить, что чем выше качество цифрового звука, тем больше информационный объем звукового файла .

Можно легко оценить информационный объем цифрового стереозвукового файла длительностью звучания 1 секунда при среднем качестве звука (16 битов, 24 000 измерений в секунду). Для этого глубину кодирования необходимо умножить на количество измерений в 1 секунду и умножить на 2 канала (стереозвук):

16 бит × 24 000 × 2 = 768 000 бит = 96 000 байт = 93,75 Кбайт.

Звуковые редакторы


Звуковые редакторы позволяют не только записывать и воспроизводить звук, но и редактировать его. Наиболее видными можно смело назвать, такие как Sony Sound Forge , Adobe Audition , GoldWave и другие.

Оцифрованный звук представляется в звуковых редакторах в наглядной визуальной форме, поэтому операции копирования, перемещения и удаления частей звуковой дорожки можно легко осуществлять с помощью компьютерной мыши.

Кроме того, можно накладывать, перехлёстывать звуковые дорожки друг на друга (микшировать звуки) и применять различные акустические эффекты (эхо, воспроизведение в обратном направлении и др.).

Звуковые редакторы позволяют изменять качество цифрового звука и объём конечного звукового файла путём изменения частоты дискретизации и глубины кодирования. Оцифрованный звук можно сохранять без сжатия в звуковых файлах в универсальном формате WAV (формат компании Microsoft) или в форматах со сжатием OGG, МР3 (сжатие с потерями).
Также доступны менее распространённые, но заслуживающие внимания форматы со сжатием без потерь.

При сохранении звука в форматах со сжатием отбрасываются не слышимые и невоспринимаемые ("избыточные") для человеческого восприятия звуковые частоты с малой интенсивностью, совпадающие по времени со звуковыми частотами с большой интенсивностью. Применение такого формата позволяет сжимать звуковые файлы в десятки раз, однако приводит к необратимой потере информации (файлы не могут быть восстановлены в первоначальном, исходном виде).

Мой дедушка слушал граммофон. Молодость отца прошла под музыку, доносившуюся из динамика катушечного магнитофона. На мою молодость пришелся расцвет и закат кассетных магнитофонов. Мой сын растет в эру цифрового звука. Чтобы не отставать от времени, и обеспечить сына хорошим «звуком», решил разобраться, от чего зависит качество воспроизведения цифрового аудио сигнала.

Пообщался с друзьями меломанами. Провел информационный поиск в Интернете. В итоге пришел к выводу, что качественного звучания в цифровую эру можно добиться, если правильно выбрать 7 основных элементов современных музыкальных центров:

  • формат, в котором записана музыка;
  • проигрыватель;
  • цифро-аналоговый преобразователь;
  • усилитель;
  • акустику;
  • кабели;
  • питание.

Поделюсь ниже своими наблюдениями и выводами по поводу достижения качественного звучания записей в цифровых форматах.

Лирическое отступление, экспертам можно не читать.

В двух словах объясню, откуда берется звук в цифровом формате. В процессе звукозаписи микрофон преобразует механические колебания (собственно звук) в аналоговый электрический сигнал. Аналоговый сигнал в самом общем случае похож на синусоиду, которая всем нам знакома со времен средней школы. В эру аналогового звука именно этот сигнал записывался на различные носители и затем воспроизводился.

С развитием микропроцессорной техники появилась возможность записывать и хранить аудиоинформацию в цифровых форматах. Получают эти форматы с помощью процесса аналого-цифрового преобразования (АЦП).

В ходе АЦП аналоговый сигнал (нашу синусоиду из средней школы) преобразуют в дискретный (проще говоря, разрезают на части). На следующем этапе дискретный сигнал квантуют, т.е. каждому получившемуся отрезку синусоиды сопоставляют цифровое значение. На третьем этапе квантованный сигнал оцифровывают, т.е. кодируют в виде последовательности 0 и 1. Применительно к цифровой звукозаписи оцифровке подвергаются сведения об амплитуде и частоте звука.

Для записи и хранения цифровой аудиоинформации применяют цифровые аудиоформаты. Под аудиоформатом понимают набор требований к представлению звуковых данных в цифровом виде.

При рассуждении о качестве звучания цифровые форматы делят на 3 категории:

  • Форматы без дополнительного сжатия (CDDA, DSD, WAV, AIFF и др.);
  • Форматы, сжатые без потери качества (FLAC, WavPack, ADX и др.);
  • Форматы, в которых применено сжатие с потерями (MP3, AAC, RealAudio и др.).

Звук высокого качества получается при воспроизведении музыки, сохраненной в форматах из первой и второй категорий. В форматах третьей категории, для уменьшения объема данных, намеренно исключают часть информации. Например, информацию о скрытых частотах.

Скрытыми называют частоты, лежащие за пределами диапазона восприятия среднестатистического человека: 20 Гц – 22 кГц. Для аудиофилов этот диапазон в силу индивидуальных психофизиологических особенностей бывает шире.

Для комплектации домашней аудиотеки следует выбирать записи, сохраненные в файлах с расширениями:

  • *.wav, *.dff, *.dsf, *.aif, *.aiff – это файлы со звуком без сжатия;
  • *.mp4, *.flac, *.ape, *.wma – это наиболее распространенные файлы со звуком, сжатым без потерь.

Из истории. Говорят, что самые первые опыты по сохранению звука проводили еще древние греки. Они пытались сохранить звук в амфорах. Выглядело это примерно так: в амфору произносили слова и быстро её закупоривали. Увы, не одной такой записи не дошло до наших дней.

Выбор проигрывателя нужно начинать с понимания, в каком виде будет формироваться домашняя аудиотека. Можно по старинке покупать компакт-диски или перейти к приобретению любимой музыки через Интернет. Последний вариант имеет два весомых преимущества. Он компактен и экологичен:

  • Не встает вопрос о месте в квартире для хранения компакт дисков.
  • Не нужно выбрасывать неисправные диски в мусор.

Определились, как покупать музыку? Отлично! Если будете покупать диски – Вам нужен проигрыватель компакт-дисков. Если предпочитаете покупки через Интернет – ищите проигрыватель на жестком диске или флешпамяти. Не определились? Отлично! Ищите универсальный проигрыватель. На таком можно и диски, и файлы, купленные через сеть, послушать.

Естественно, можно превратить в проигрыватель и персональный компьютер. Но этот вариант удобен тогда, когда компьютер действительно персональный. Перспектива конкуренции за место у клавиатуры и возможные конфликты существенно снизят удовольствие от прослушивания музыки в хорошем качестве.

При выборе проигрывателя особое внимание обратите на доступные разъемы. Чем больше вариантов разъемов, тем проще будет выбрать другие элементы музыкального центра.

Проигрыватель прочитал цифровую последовательность с компакт-диска или из файла. Теперь наступает самый математический момент воспроизведения цифрового звука. Цифровой сигнал преобразуется в аналоговый. Происходит эта матемагия в ЦАП, или цифро-аналоговом преобразователе.

ЦАП может быть встроен в проигрыватель или реализован в виде отдельного блока. Задаваясь целью получить звук высокого качества, нужно остановить свой выбор на втором варианте. Встроенный преобразователь обычно уступает отдельному по качеству. Внешний ЦАП имеет собственный блок питания, встроенный запитан от общего с проигрывателем источника. При использовании внешнего ЦАП на его работу почти не влияют помехи от проигрывателя и усилителя.

Внешний ЦАП по схемотехническим решениям реализуют в 4-х основных вариантах:

  • Широтно-импульсный модулятор;
  • Схема передискретизации;
  • Взвешивающего типа;
  • Лестничного типа, или цепная R-2R схема.

При таком богатстве выбора для достижения звучания высокого качества вариант R-2R оказывается безальтернативным. За счет специальной схемы, реализованной на прецизионных сопротивлениях, в ЦАП лестничного типа удается достичь очень высокой точности преобразования.

При выборе внешнего цифро-аналогового преобразователя следует обратить внимание на две основных характеристики:

  • Разрядность. Хорошо, если у выбранной модели она равна 24 битам.
  • Максимальная частота дискретизации. Очень хорошее значение 96 кГц, великолепное 192 кГц.

Для достижения качественного звучания вместе с акустической системой нужно покупать усилитель. По сути эти два элемента аудиоцентра работают как одно целое.

Немного теории. Усилитель это прибор, который предназначен для повышения мощности аналоговых сигналов звуковой частоты. Он позволяет согласовать сигнал, полученный с ЦАП, с возможностями акустики. По типу силовых элементов усилители мощности разделяют на ламповые и транзисторные. В каждой группе присутствуют приборы с обратной связью и без обратной связи. Введение обратной связи направлено на исправление искажений, которые вносит в усиливаемый сигнал сам усилитель. Однако при получении звука без искажений приходится смириться с потерей части динамического диапазона звука.

С точки зрения подбора тандема «акустика – усилитель» важна классификация последнего по типу характеристики силового элемента. Существуют усилители с триодной и пентодной характеристикой. Пентодные усилители бывают в ламповом и транзисторном исполнении. Они подходят для полочных или простых напольных акустических систем. Для чувствительной напольной акустики с диапазоном от 90 дБ лучше подбирать усилители с триодной характеристикой.

Еще до покупки нужно постараться добиться идеального баланса между возможностями усилителя и акустики. Лучше всего прямо в магазине попросить консультантов погонять выбранную акустическую систему совместно с разными усилителями. Выбрать нужно тот комплект, который больше понравился Вашему уху.

Что такое хорошая акустическая система – это самый запутанный вопрос. Выбор акустики зависит от индивидуальных особенностей слуха человека, параметров помещения, в котором будет размещена система, и финансовых возможностей. В этой системе с тремя переменными найти золотую середину очень непросто. Поэтому рассмотрим три принципиальных варианта решения задачи.

Решение первое. Бюджетное. Можно оснастить домашний аудиоцентр «полочными» акустическими системами. Эти небольшие по размеру системы можно разместить на книжной полке. Они удобны для маленького помещения. В силу малых размеров это еще и недорогой вариант. Существенный минус такого решения состоит в том, что «полочная» акустика не даст нормального звучания басов.

Решение второе. Роскошное. Если позволяют габариты помещения и финансовые возможности, то можно купить напольную акустику. Эта система, благодаря размерам, может содержать низкочастотный динамик большого диаметра. Значит, есть шансы насладиться хорошими басами.

Решение третье. «Золотой» компромисс. Это решение подойдет для больших и маленьких помещений и приемлемо по цене. Состоит оно в приобретении сабвуфера и сателлитов. Сабвуфер отвечает за качественное воспроизведение басов. На стеллитах идет воспроизведение высоких частот.

При выборе акустики не стоит следовать никаким советам. Нужно опираться только на свой собственный слух. Еще нужно быть готовым к тому, что звучание акустики в магазине и в вашей квартире будет различным.

Выбор соединительных проводников – это вопрос, который неизбежно придется решать для достижения качественного звука. О влиянии кабеля на звучание написано много статей. Единственное, в чем авторы достигли единства, это в требовании к длине кабеля. Чем короче, тем лучше – вот золотое правило выбора соединительных кабелей.

Немного теории. Кабели подразделяют на межблочные и акустические. Межблочные служат для соединения блоков аудиоцентра, например проигрывателя и ЦАП. Акустическими кабелями осуществляется подключение акустической системы к усилителю мощности.

По типу материала проводника кабели разделяют на OFC, OCC и композитные. OFC – это кабели из бескислородной меди, полученные методом протяжки. OCC – это кабели из монокристаллической меди, полученной напрямую из расплава. Композитные – это кабели, в которых проводник состоит из нескольких материалов.

Если вы задались целью создать идеальный аудиоцентр из блоков разных производителей, постарайтесь использовать минимальные по длине соединительные кабели. И будьте готовы экспериментировать для достижения идеального качества звучания.

Наконец наш домашний комплекс для качественного воспроизведения музыки в цифровом формате собран. Теперь остался сущий пустяк. Для хорошей аппаратуры нужно качественное электропитание. Если самые дорогие «брендовые» усилители, ЦАП, проигрыватели запитать от общей сети, то ни о каком качественном звуке речи быть не может. Загрязненное помехами напряжение убьет все усилия по подбору и покупке качественных блоков для аудиоцентра.

Организуйте питание каждого блока отдельным кабелем. Кабели нужно подключить непосредственно к распределительному щитку на вводе в жилище. Розетки для подключения должны обеспечивать высокую степень фиксации штепселя. Разумно использовать сетевой фильтр, он сделает питание, а, следовательно, и звучание более чистым.

Мы довольно много узнали обо всём этом, работая над нашим проектом, и сегодня я попробую описать на пальцах некоторые основные понятия, которые требуется знать, если вы имеете дело с цифровой обработкой звука. В этой статье нет серьёзной математики вроде быстрых преобразований Фурье и прочего - эти формулы несложно найти в сети. Я опишу суть и смысл вещей, с которыми придётся столкнуться.

Оцифровка, или Туда и обратно

Прежде всего разберёмся с тем, что такое цифровой сигнал, как он получается из аналогового и откуда собственно берётся аналоговый сигнал. Последний максимально просто можно определить как колебания напряжения, возникающие из-за колебаний мембраны в микрофоне.

Рис. 1. Осциллограмма звука

Это осциллограмма звука - так выглядит аудио сигнал. Думаю, каждый хоть раз в жизни видел подобные картинки. Для того чтобы понять, как устроен процесс преобразования аналогового сигнала в цифровой, нужно нарисовать осциллограмму звука на миллиметровой бумаге. Для каждой вертикальной линии найдем точку пересечения с осциллограммой и ближайшее целое значение по вертикальной шкале - набор таких значений и будет простейшей записью цифрового сигнала.

Воспользуемся этим интерактивным примером, чтобы разобраться в том, как накладываются друг на друга волны разной частоты и как происходит оцифровка. В левом меню можно включать/выключать отображение графиков, настраивать параметры входных данных и параметры дискретизации, а можно просто двигать контрольные точки.

В реальности для создания стерео-эффекта при записи аудио чаще всего записывается не один, а сразу несколько каналов. В зависимости от используемого формата хранения они могут храниться независимо. Также уровни сигнала могут записываться как разница между уровнем основного канала и уровнем текущего.

Обратное преобразование из цифрового сигнала в аналоговый производится с помощью цифро-аналоговых преобразователей , которые могут иметь различное устройство и принципы работы. Я опущу описание этих принципов в данной статье.

Дискретизация

Как известно, цифровой сигнал - это набор значений уровня сигнала, записанный через заданные промежутки времени. Процесс преобразования непрерывного аналогового сигнала в цифровой сигнал называется дискретизацией (по времени и по уровню). Есть две основные характеристики цифрового сигнала - частота дискретизации и глубина дискретизации по уровню.

Зелёным показана частотная составляющая, частота которой выше частоты Найквиста. При оцифровке такой частотной составляющей не удаётся записать достаточно данных для её корректного описания. В результате при воспроизведении получается совершенно другой сигнал - жёлтая кривая.

Уровень сигнала

Для начала стоит сразу понять, что когда речь идёт о цифровом сигнале, то можно говорить только об относительном уровне сигнала. Абсолютный зависит в первую очередь от воспроизводящей аппаратуры и прямо пропорционален относительному. При расчётах относительных уровней сигнала принято использовать децибелы . При этом за точку отсчёта берётся сигнал с максимально возможной амплитудой при заданной глубине дискретизации. Этот уровень указывается как 0 dBFS (dB - децибел, FS = Full Scale - полная шкала). Более низкие уровни сигнала указываются как -1 dBFS, -2 dBFS и т.д. Вполне очевидно, что более высоких уровней просто не бывает (мы изначально берём максимально возможный уровень).

Поначалу бывает тяжело разобраться с тем, как соотносятся децибелы и реальный уровень сигнала. На самом деле всё просто. Каждые ~6 dB (точнее 20 log(2) ~ 6.02 dB) указывают на изменение уровня сигнала в два раза. То есть, когда мы говорим о сигнале с уровнем -12 dBFS, понимаем, что это сигнал, уровень которого в четыре раза меньше максимального, а -18 dBFS - в восемь, и так далее. Если посмотреть на определение децибела, в нём указывается значение - тогда откуда берётся 20? Всё дело в том, что децибел - это логарифм отношения двух одноимённых энергетических величин, умноженный на 10. Амплитуда же не является энергетической величиной, следовательно её нужно перевести в подходящую величину. Мощность, которую переносят волны с разными амплитудами, пропорциональна квадрату амплитуды. Следовательно для амплитуды (если все прочие условия, кроме амплитуды принять неизменными) формулу можно записать как

N.B. Стоит упомянуть, что логарифм в данном случае берётся десятичный, в то время как большинство библиотек под функцией с названием log подразумевает натуральный логарифм.

При различной глубине дискретизации уровень сигнала по этой шкале изменяться не будет. Сигнал с уровнем -6 dBFS останется сигналом с уровнем -6 dBFS. Но всё же одна характеристика изменится - динамический диапазон. Динамический диапазон сигнала - это разница между его минимальным и максимальным значением. Он рассчитывается по формуле , где n - глубина дискретизации (для грубых оценок можно пользоваться более простой формулой: n * 6). Для 16 бит это ~96.33 dB, для 24 бит ~144.49 dB. Это означает, что самый большой перепад уровня, который можно описать с 24-битной глубиной дискретизации (144.49 dB), на 48.16 dB больше, чем самый большой перепад уровня с 16-битной глубиной (96.33 dB). Плюс к тому - шум дробления при 24 битах на 48 dB тише.

Восприятие

Когда мы говорим о восприятии звука человеком, следует сначала разобраться, каким образом люди воспринимают звук. Очевидно, что мы слышим с помощью ушей . Звуковые волны взаимодействуют с барабанной перепонкой, смещая её. Вибрации передаются во внутреннее ухо, где их улавливают рецепторы. То, насколько смещается барабанная перепонка, зависит от такой характеристики, как звуковое давление . При этом воспринимаемая громкость зависит от звукового давления не напрямую, а логарифмически. Поэтому при изменении громкости принято использовать относительную шкалу SPL (уровень звукового давления), значения которой указываются всё в тех же децибелах. Стоит также заметить, что воспринимаемая громкость звука зависит не только от уровня звукового давления, но ещё и от частоты звука:

Громкость

Простейшим примером обработки звука является изменение его громкости. При этом происходит просто умножение уровня сигнала на некоторое фиксированное значение. Однако даже в таком простом деле, как регулировка громкости, есть один подводный камень. Как я уже отметил ранее, воспринимаемая громкость зависит от логарифма звукового давления, а это значит, что использование линейной шкалы громкости оказывается не очень эффективным. При линейной шкале громкости возникает сразу две проблемы - для ощутимого изменения громкости, когда ползунок находится выше середины шкалы приходится достаточно далеко его сдвигать, при этом ближе к самому низу шкалы сдвиг меньше, чем на толщину волоса, может изменить громкость в два раза (думаю, с этим каждый сталкивался). Для решения данной проблемы используется логарифмическая шкала громкости. При этом на всей её длине передвижение ползунка на фиксированное расстояние меняет громкость в одинаковое количество раз. В профессиональной записывающей и обрабатывающей аппаратуре, как правило, используется именно логарифмическая шкала громкости.

Математика

Тут я, пожалуй, немного вернусь к математике, потому что реализация логарифмической шкалы оказывается не такой простой и очевидной вещью для многих, а найти в интернете данную формулу не так просто, как хотелось бы. Заодно покажу, как просто переводить значения громкости в dBFS и обратно. Для дальнейших объяснений это будет полезным.

// Минимальное значение громкости - на этом уровне идёт отключение звука var EPSILON = 0.001; // Коэффициент для преобразований в dBFS и обратно var DBFS_COEF = 20 / Math.log(10); // По положению на шкале вычисляет громкость var volumeToExponent = function(value) { var volume = Math.pow(EPSILON, 1 - value); return volume > EPSILON ? volume: 0; }; // По значению громкости вычисляет положение на шкале var volumeFromExponent = function(volume) { return 1 - Math.log(Math.max(volume, EPSILON)) / Math.log(EPSILON); }; // Перевод значения громкости в dBFS var volumeToDBFS = function(volume) { return Math.log(volume) * DBFS_COEF; }; // Перевод значения dBFS в громкость var volumeFromDBFS = function(dbfs) { return Math.exp(dbfs / DBFS_COEF); }

Цифровая обработка

Теперь вернёмся к тому, что мы имеем цифровой, а не аналоговый сигнал. У цифрового сигнала есть две особенности, которые стоит учитывать при работе с громкостью:
  • точность, с которой указывается уровень сигнала, ограничена (причём достаточно сильно. 16 бит - это в 2 раза меньше, чем используется для стандартного числа с плавающей точкой);
  • у сигнала есть верхняя граница уровня, за которую он не может выйти.

Из того, что уровень сигнала имеет ограничение точности, следует две вещи:

  • уровень шумов дробления возрастает при увеличении громкости. Для малых изменений обычно это не очень критично, так как изначальный уровень шума значительно тише ощутимого, и его можно безопасно поднимать в 4-8 раз (например, применять эквалайзер с ограничением шкалы в ±12dB);
  • не стоит сначала сильно понижать уровень сигнала, а затем сильно его повышать - при этом могут появиться новые шумы дробления, которых изначально не было.

Из того, что сигнал имеет верхнее ограничение уровня, следует, что нельзя безопасно увеличивать громкость выше единицы. При этом пики, которые окажутся выше границы, будут «срезаны» и произойдёт потеря данных.

На практике всё это означает, что стандартные для Audio-CD параметры дискретизации (16 бит, 44,1 кГц) не позволяют производить качественную обработку звука, потому что имеют очень малую избыточность. Для этих целей лучше использовать более избыточные форматы. Однако стоит учитывать, что общий размер файла пропорционален параметрам дискретизации, поэтому выдача таких файлов для он-лайн воспроизведения - не лучшая идея.

Измерение громкости

Для того чтобы сравнивать громкость двух разных сигналов, её для начала нужно как-то измерить. Существует по меньшей мере три метрики для измерения громкости сигналов - максимальное пиковое значение, усреднённое значение уровня сигнала и метрика ReplayGain.

Максимальное пиковое значение достаточно слабая метрика для оценки громкости. Она никак не учитывает общий уровень громкости - например, если записать грозу, то большую часть времени на записи будет тихо шелестеть дождь и лишь пару раз прогремит гром. Максимальное пиковое значение уровня сигнала у такой записи будет довольно высоким, но большая часть записи будет иметь весьма низкий уровень сигнала. Однако эта метрика всё равно является полезной - она позволяет вычислить максимальное усиление, которое можно применить к записи, при котором не будет потерь данных из-за «обрезания» пиков.

Усреднённое значение уровня сигнала - более полезная метрика и легко вычислимая, но всё же имеет существенные недостатки, связанные с тем, как мы воспринимаем звук. Визг циркулярной пилы и рокот водопада, записанные с одинаковым средним уровнем сигнала, будут восприниматься совершенно по-разному.

ReplayGain наиболее точно передает воспринимаемый уровень громкости записи и учитывает физиологические и психические особенности восприятия звука. Для промышленного выпуска записей многие звукозаписывающие студии используют именно её, также она поддерживается большинством популярных медиа-плееров. ( на WIKI содержит много неточностей и фактически не корректно описывает саму суть технологии)

Нормализация громкости

Если мы можем измерять громкость различных записей, мы можем её нормализовать. Идея нормализации состоит в том, чтобы привести разные звуки к одинаковому уровню воспринимаемой громкости. Для этого используется несколько различных подходов. Как правило, громкость стараются максимизировать, но это не всегда возможно из-за ограничений максимального уровня сигнала. Поэтому обычно берётся некоторое значение немного меньше максимума (например -14 dBFS), к которому пытаются привести все сигналы.

Иногда нормализацию громкости производят в рамках одной записи - при этом различные части записи усиливают на разные величины, чтобы их воспринимаемая громкость была одинаковой. Такой подход очень часто применяется в компьютерных видео-плеерах - звуковая дорожка многих фильмов может содержать участки с очень сильно отличающейся громкостью. В такой ситуации возникают проблемы при просмотре фильмов без наушников в позднее время - при громкости, на которой нормально слышен шёпот главных героев, выстрелы способны перебудить соседей. А на громкости, при которой выстрелы не бьют по ушам, шёпот становится вообще неразличим. При внутри-трековой нормализации громкости плеер автоматически увеличивает громкость на тихих участках и понижает на громких. Однако этот подход создаёт ощутимые артефакты воспроизведения при резких переходах между тихим и громким звуком, а также порой завышает громкость некоторых звуков, которые по задумке должны быть фоновыми и еле различимыми.

Также внутреннюю нормализацию порой производят, чтобы повысить общую громкость треков. Это называется нормализацией с компрессией. При этом подходе среднее значение уровня сигнала максимизируется за счёт усиления всего сигнала на заданную величину. Те участки, которые должны были быть подвергнуты «обрезанию», из-за превышения максимального уровня усиливаются на меньшую величину, позволяя избежать этого. Этот способ увеличения громкости значительно снижает качество звучания трека, но, тем не менее, многие звукозаписывающие студии не брезгуют его применять.

Фильтрация

Я не стану описывать совсем все аудио-фильтры, ограничусь только стандартными, которые присутствуют в Web Audio API. Самым простым и распространённым из них является биквадратный фильтр (BiquadFilterNode) - это активный фильтр второго порядка с бесконечной импульсной характеристикой , который может воспроизводить достаточно большое количество эффектов. Принцип работы этого фильтра основан на использовании двух буферов, каждый с двумя отсчётами. Один буфер содержит два последних отсчёта во входном сигнале, другой - два последних отсчёта в выходном сигнале. Результирующее значение получается с помощью суммирования пяти значений: текущего отсчёта и отсчётов из обоих буферов перемноженных на заранее вычисленные коэффициенты. Коэффициенты данного фильтра задаются не напрямую, а вычисляются из параметров частоты, добротности (Q) и усиления.

Все графики ниже отображают диапазон частот от 20 Гц до 20000 Гц. Горизонтальная ось отображает частоту, по ней применяется логарифмический масштаб, вертикальная - магнитуду (жёлтый график) от 0 до 2, или фазовый сдвиг (зелёный график) от -Pi до Pi. Частота всех фильтров (632 Гц) отмечена красной чертой на графике.

Lowpass



Рис. 8. Фильтр lowpass.

Пропускает только частоты ниже заданной частоты. Фильтр задаётся частотой и добротностью.

Highpass



Рис. 9. Фильтр highpass.

Действует аналогично lowpass, за исключением того, что он пропускает частоты выше заданной, а не ниже.

Bandpass



Рис. 10. Фильтр bandpass.

Этот фильтр более избирателен - он пропускает только определённую полосу частот.

Notch



Рис. 11. Фильтр notch.

Является противоположностью bandpass - пропускает все частоты вне заданной полосы. Стоит, однако, отметить разность в графиках затухания воздействия и в фазовых характеристиках данных фильтров.

Lowshelf



Рис. 12. Фильтр lowshelf.

Является более «умной» версией highpass - усиливает или ослабляет частоты ниже заданной, частоты выше пропускает без изменений. Фильтр задаётся частотой и усилением.

Highshelf



Рис. 13. Фильтр highshelf.

Более умная версия lowpass - усиливает или ослабляет частоты выше заданной, частоты ниже пропускает без изменений.

Peaking



Рис. 14. Фильтр peaking.

Это уже более «умная» версия notch - он усиливает или ослабляет частоты в заданном диапазоне и пропускает остальные частоты без изменений. Фильтр задаётся частотой, усилением и добротностью.

Фильтр allpass



Рис. 15. Фильтр allpass.

Allpass отличается ото всех остальных - он не меняет амплитудные характеристики сигнала, вместо чего делает фазовый сдвиг заданных частот. Фильтр задаётся частотой и добротностью.

Фильтр WaveShaperNode

Вейвшейпер () применяется для формирования сложных эффектов звуковых искажений, в частности с помощью него можно реализовать эффекты «дисторшна» , «овердрайва» и «фузза» . Данный фильтр применяет к входному сигналу специальную формирующую функцию. Принципы построения подобных функций довольно сложные и тянут на отдельную статью, поэтому я опущу их описание.

Фильтр ConvolverNode

Фильтр, производящий линейную свёртку входного сигнала с аудио-буфером, задающим некую импульсную характеристику . Импульсная характеристика - это ответ некой системы на единичный импульс. Простым языком это можно назвать «фотографией» звука. Если реальная фотография содержит информацию о световых волнах, о том, насколько они отражаются, поглощаются и взаимодействуют, то импульсная характеристика содержит аналогичную информацию о звуковых волнах. Свёртка аудио-потока с подобной «фотографией» как бы накладывает эффекты окружения, в котором была сняла импульсная характеристика на входной сигнал.

Для работы данного фильтра требуется разложение сигнала на частотные составляющие. Это разложение производится с помощью (к сожалению, в русскоязычной Википедии совершенно несодержательная , написанная, судя по всему, для людей, которые и так знают, что такое БПФ и сами могут написать такую же несодержательную статью). Как я уже говорил во вступлении, не стану приводить в данной статье математику БПФ, однако не упомянуть краеугольный алгоритм для цифровой обработки сигналов было бы неправильно.

Данный фильтр реализует эффект реверберации . Существует множество библиотек готовых аудио-буферов для данного фильтра, которые реализуют различные эффекты ( , ), подобные библиотеки хорошо находятся по запросу .

Аудиодиски постепенно уходят в историю. Нет, конечно, они еще продаются в магазинах, но слушают и покупают их все меньше и меньше. Многие просто не видят в этом смысла, ведь даже если рассматривать легальный способ получения аудиофайлов, то одна песня в формате MP3 в музыкальном Интернет-магазине стоит гораздо дешевле одной песни, записанной на аудиодиск. Возникает резонный вопрос: зачем платить больше?

Конечно же, качество звука аудио CD гораздо выше, чем любого аудиофайла, где данные сжимаются, однако, для поразительного большинства людей эта разница некритична. Да что там! В наши дни даже самые большие меломаны задумываются о том, чтобы перевести свою коллекцию аудио CD в аудиофайлы, ведь вполне может наступить момент, когда спрос на диски будет настолько низкий, что проигрыватели аудио CD просто перестанут выпускать.

В этой статье мы рассмотрим некоторые программы для снятия данных с аудио CD и преобразования их в MP3 и другие форматы. Но сначала немного теории.

Компрессия звука и популярные аудиоформаты

Компрессия данных подразумевает анализ и упрощение записываемой информации, в результате которых на лазерный носитель можно записать больше аудиоданных, чем это возможно при записи аудио CD.

Чтобы было понятнее что такое компрессия данных, представьте себе, что вы должны пересказать содержимое листка бумаги на котором тысячу раз написана буква А своему другу по телефону. Вы можете просто тысячу раз произнести вслух «А» и ваш собеседник будет в курсе того, что же записано на листе. С другой стороны, вы можете предварительно подсчитать, сколько раз написана эта буква, после чего сообщить товарищу, что на листке тысяча раз записана буква «А». Результат будет тем же самым - ваш друг узнает содержание листа бумаги, но времени на передачу информации во втором случае у вас уйдет намного меньше. Иными словами вы провели компрессию данных, проанализировав сколько раз повторяется буква.

Сжатие цифрового аудио происходит приблизительно по такому же сценарию. Однако компрессия аудио данных имеет ряд особенностей. Так, например, для того чтобы вы узнали знакомую мелодию, достаточно проиграть ее в худшем качестве. При этом следует иметь в виду, что многие вкладывают в понятие «качественный звук» совершенно разные вещи. Так, например, если музыканту музыкальная запись режет слух из-за того, что щипок струны не был в строго определенной тональности, то простой обыватель может мириться и с гораздо более серьезными недостатками.

Эта особенность человеческого восприятия звука послужила толчком к созданию новых аудиоформатов, которые используют модель сжатия аудиоданных с потерей качества. Ухудшение звучания для большинства меломанов некритично, а в некоторых случаях, качеством и вовсе неважно, например, в паузах тишины, когда аудиоданные не представляют никакой ценности или в тех частотах, которые не воспринимает человеческое ухо.

Существует огромное количество форматов записи цифрового аудио. Их отличие в том, что они используют разные алгоритмы сжатия. Самые популярные на сегодняшний день форматы - это:

  • WMA (Windows Media Audio) - формат, разрабатываемый корпорацией Microsoft. Этот формат был создан на основе популярного в прошлом формата VQF, который сегодня уже почти забыт.
  • OGG Vorbis - бесплатный формат с открытыми кодами. В последнее время стал популярен настолько, что поддерживается производителями некоторых портативных проигрывателей.
  • MP3 (MPEG Layer III) - самый популярный формат, удерживающий лидирующие позиции уже в течение многих лет.

Особенности формата MP3

Привычное название MP3 - это сокращение от MPEG Layer III. MPEG, в свою очередь, расшифровывается как Moving Picture Coding Experts Group (Группа экспертов по кодированию движущихся изображений). Формат MP3 был разработан немецким институтом Фраунгофера в начале 90-х годов прошлого столетия. По-настоящему популярным формат стал после того, как им заинтересовалась компания Thomson.

Благодаря алгоритму сжатия, который использует формат MP3, аудиоданные можно сжимать в десять-двенадцать раз без заметных потерь в качестве. Высокая степень сжатия достигается благодаря тому, что MP3 использует особенности человеческого слуха. Человеческое ухо воспринимает звук в пределах диапазона от 20 Гц до 20 КГц, поэтому все звуки, которые не входят в этот диапазон, просто отбрасываются. Это значительно уменьшает объем данных.

Еще одна особенность MP3, благодаря которой можно получить аудиофайл меньшего размера, связана со стереозвуком и опять же, с особенностями человеческого слуха. Когда мы слушаем музыкальную композицию, записанную в стереорежиме, мы слышим основную разницу на средних частотах. Благодаря этой особенности к кодированию звука можно применить алгоритм сжатия, который бы кодировал отдельно для каждого канала только тот спектр частот, в котором наиболее слышна разница между каналами. А звук на тех частотах стереоканалов, на которых разница менее заметна, совмещается и кодируется в монорежиме. Такой совмещенный режим кодирования стереосигнала называется Joint Stereo.

Характеристики цифрового звука

При сжатии аудиоданных возникает необходимость управлять качеством оцифрованного звука. Так, например, если нужно оцифровать аудиокнигу, то высокое качество в этом случае не нужно. Главное - чтобы можно было разобрать слова. Если же оцифровывается музыкальное произведение, качество имеет большое значение.
Независимо от того, какой алгоритм сжатия звука используется, параметры, характеризующие качество звучания, одни и те же.

Одна из главных характеристик цифрового звука - это битрейт . Битрейтом называют скорость кодирования/раскодирования цифрового аудиопотока. Чем выше его значение, тем лучше качество звука и больше - размер файла. Нужно сказать, что битрейт является относительной величиной. Файлы, созданные с использованием разных алгоритмов сжатия и имеющие одинаковый битрейт, будут отличаться по качеству.

Кодирование можно производить с постоянным или переменным значением битрейта. Метод кодирования с переменным битрейтом дает возможность изменять качество аудиосигнала "на лету", то есть, в процессе проигрывания. Если программа определяет, что имеет дело со сложным звуковым потоком (например, звуками симфонического оркестра), качество возрастает, если же звук простой (к примеру, когда между композициями воцаряется пауза), качество автоматически ухудшается. Благодаря этому размер файла уменьшается.

Кодирование звука происходит с определенной частотой дискретизации . В процессе обработки аудиосигнал разделяется на большое количество частей (сэмплов), каждая из которых обрабатывается алгоритмом сжатия. Точность обработки сигнала и определяется частотой дискретизации, которая измеряется в килогерцах. В зависимости от количества сэмплов, приходящихся на единицу времени, различают такую характеристику звука, как разрядность. Нетрудно догадаться, что чем больше сэмплов обрабатывается, тем выше качество звука.

К звуковому сигналу, поступающему на аналогово-цифровой преобразователь (звуковую карту) применяется двойная дискретизация – по амплитуде и по времени.
Для математического описания формы сигнала используется теорема Котельникова, согласно которой любой непрерывный процесс с ограниченным спектром может быть представлен дискретной последовательностью его мгновенных значений. Частота такой последовательности должна как минимум вдвое превышать частоту наивысшей гармоники процесса. Частота, с которой берется выборка мгновенных значений (отсчетов) сигнала, называется частотой дискретизации.

Любое отклонение формы сигнала, поступающего на вход звуковой карты, от правильной формы синусоиды приводит к выходу спектра за пределы собственной частоты сигнала. Поэтому при дискретизации звукового сигнала по времени ограничиваются частоты входящего импульса ниже одной второй от частоты дискретизации, или берется спектр с избытком частоты. Вследствие того, что человеческое ухо может различать звуковые колебания с частотой до 20 кГц, получается, что частота дискретизации любого звукового сигнала должна быть не менее 40 кГц. Поэтому на практике можно встретить звуковые устройства с частотами дискретизации 44,1 кГц, 48 кГц и 96 кГц.

Для амплитудной дискретизации звука, например, на лазерном диске используется уровень квантования 2 в шестнадцатой степени (65536). Представление чисел от 0 до 2^16 необходимо 16 бит информации, поэтому удобнее использовать термин 16-битной разрядности сигнала. Разрядность звука зависит от динамического диапазона входного сигнала и допустимых шумов квантования.

Квантование по амплитуде и времени является причиной звуковых искажений по всей полосе частот, к которым прибавляются шумы и помехи звукового тракта аудиокарты.

Еще одна важная характеристика цифрового звука - это стереозвучание. Поэтому если звук записывается не в моно, а в стереоформате, количество аудиоданных удваивается, и, соответственно, увеличивается размер выходного файла.

Копирование музыки с аудиодисков при помощи Windows Media Player

Возможность копирования аудиоданных уже встроена в WindowsXP. Для того чтобы скопировать аудиоданные с помощью Windows Media Player, вставьте в привод для чтения дисков аудиодиск, запустите проигрыватель и нажмите кнопку "Копировать с диска" в верхней части окна программы. В окне проигрывателя отобразится содержимое вашего аудионосителя в виде отдельных треков. Напротив каждого из них установлен флажок. Это означает, что будут скопированы все композиции. Если вы не хотите копировать ту или иную песню, снимите флажок напротив ее названия.

По умолчанию в настройках программы установлено не очень высокое качество сжатия аудиоданных, поэтому если вы - поклонник качественного звука, необходимо изменить битрейт создаваемого файла. Для этого выполните команду "Сервис>Параметры" и в открывшемся окне перейдите на вкладку "Koпиpoвaние музыки с компакт-диска". Величина битрейта устанавливается ползунком "Kaчecтвo звука", причем крайнему правому положению соответствует максимальный размер выходного файла и соответственно наилучшее звучание.

Одна из особенностей стандартного проигрывателя - возможность защиты аудиофайлов от прослушивания на другом компьютере. Если вы желаете, чтобы созданные программой файлы WMA можно было проиграть только на этом компьютере, проверьте, установлен ли флажок напротив опции "Музыка с защитой от копирования".

Для начала копирования нажмите кнопку "Копировать музыку с компакт-диска" в верхней части окна программы. На экране появится окно, в котором вы сможете включить или отключить защиту содержимого, установив соответствующий флажок. Перед началом копирования вы также сможете изменить настройки копирования, если это необходимо.

За процессом сжатия можно наблюдать в столбце "Cocтoяниe кoпиpoвaния с компакт-диска". Как только операция по переносу трека на жесткий диск будет завершена, напротив копируемой композиции появится надпись "Скопированы в библиотеку".

Несмотря на кажущееся удобство рассмотренного способа копирования аудиоданных, во многих случаях использовать его неудобно. Во-первых, формат WMA поддерживается далеко не всеми портативными MP3-устройствами, во-вторых, на кодирование в этот формат уходит больше времени, если сравнивать с другими форматами. Наконец, при использовании Windows Media Player нет возможности гибко управлять настройками сжатия.

Одним словом, если вы приобрели MP3 плеер и планируете регулярно пополнять свою цифровую фонотеку, копируя данные с аудиодисков, необходимо позаботиться о том, чтобы под рукой был качественный и многофункциональный звуковой кодер. Некоторые из таких программ мы рассмотрим во второй части статьи.

Основными параметрами, влияющими на качество цифровой звукозаписи, являются:

§ Разрядность АЦП и ЦАП.

§ Частота дискретизации АЦП и ЦАП.

§ Джиттер АЦП и ЦАП

§ Передискретизация

Также немаловажными остаются параметры аналогового тракта цифровых устройств звукозаписи и звуковоспроизведения:

§ Отношение сигнал/шум

§ Коэффициент нелинейных искажений

§ Интермодуляционные искажения

§ Неравномерность амплитудно-частотной характеристики

§ Взаимопроникновение каналов

§ Динамический диапазон

Техника цифровой звукозаписи

Запись цифрового звука в настоящее время осуществляется на студиях звукозаписи, под управлением персональных компьютеров и другой дорогостоящей и качественной аппаратуры. Также довольно широко развито понятие «домашней студии», в которой применяется профессиональное и полупрофессиональное звукозаписывающее оборудование, позволяющее создавать качественные записи в домашних условиях.

Применяются звуковые карты в составе компьютеров, которые производят обработку в своих АЦП и ЦАП - чаще всего в 24 битах и 96 кГц, дальнейшее повышение битности и частоты дискретизации, практически не увеличивает качества записи.

Существует целый класс компьютерных программ - звуковых редакторов, которые позволяют, работать со звуком:

§ записывать входящий звуковой поток

§ создавать (генерировать) звук

§ изменять существующую запись (добавлять сэмплы, изменять тембр, скорость звука, вырезать части и т.п.)

§ перезаписывать из одного формата в другой

§ конвертировать конвертировать разные аудиокодеки

Некоторые простые программы, позволяют осуществлять только конвертацию форматов и кодеков.

Разновидности цифровых аудиоформатов

Существуют различные понятия звукового формата.

Формат представления звуковых данных в цифровом виде зависит от способа квантования цифро-аналоговым преобразователем (ЦАП). В звукотехнике в настоящее время наиболее распространены два вида квантования:

§ импульсно-кодовая модуляция

§ сигма-дельта-модуляция

Зачастую разрядность квантования и частоту дискретизации указывают для различных звуковых устройств записи и воспроизведения как формат представления цифрового звука (24 бита/192 кГц; 16 бит/48 кГц).

Формат файла определяет структуру и особенности представления звуковых данных при хранении на запоминающем устройстве ПК. Для устранения избыточности аудио данных используются аудиокодеки, при помощи которых производится сжатие аудиоданных. Выделяют три группы звуковых форматов файлов:

§ аудиоформаты без сжатия, такие как WAV, AIFF

§ аудиоформаты со сжатием без потерь (APE, FLAC)

§ аудиоформаты, с применением сжатия с потерями (mp3, ogg)

Особняком стоят модульные музыкальные форматы файлов. Созданные синтетически или из сэмплов заранее записанных живых инструментов, они, в основном, служат для создания современной электронной музыки (MOD). Также сюда можно отнести формат MIDI, который не является звукозаписью, но при этом с помощью секвенсора позволяет записывать и воспроизводить музыку, используя определенный набор команд в текстовом виде.

Форматы носителей цифрового звука применяют как для массового распространения звуковых записей (CD, SACD), так и в профессиональной звукозаписи (DAT, минидиск).

Для систем пространственного звучания также можно выделить форматы звука, в основном являющиеся звуковым многоканальным сопровождением к кинофильмам. Такие системы имеют целые семейства форматов от двух крупных конкурирующих компаний Digital Theater Systems Inc. - DTS и Dolby Laboratories Inc. - Dolby Digital.

Также форматом называют количество каналов в системах многоканального звука (5.1; 7.1). Изначально такая система была разработана для кинотеатров, но впоследствии была расширена Программный кодек

Аудиокодек на программном уровне

§ G.723.1 - один из базовых кодеков для приложений IP-телефонии

§ G.729 - патентованный узкополосный кодек, который применяется для цифрового представления речи

§ Internet Low Bitrate Codec (iLBC) - популярный свободный кодек для IP-телефонии (в частности, для Skype и Google Talk)

Аудиокодек (англ. Audio codec ; аудио кодер/декодер) - компьютерная программа или аппаратное средство, предназначенное для кодирования или декодирования аудиоданных.

Программный кодек

Аудиокодек на программном уровне является специализированной компьютерной программой, кодеком, который сжимает (производит компрессию) или разжимает (производит декомпрессию) цифровые звуковые данные в соответствии с файловым звуковым форматом или потоковым звуковым форматом. Задача аудиокодека как компрессора заключается в предоставлении аудиосигнала с заданным качеством/точностью и минимально возможным размером. Благодаря сжатию уменьшается объём пространства, требуемого для хранения аудиоданных, а также возможно снизить полосу пропускания канала, по которому передаются аудиоданные. Большинство аудиокодеков осуществлены как программные библиотеки, которые взаимодействуют с одним или несколькими аудиоплеерами, такими как QuickTime Player, XMMS, Winamp, VLC media player, MPlayer или Windows Media Player.

Популярные программные аудиокодеки по областям применения:

§ MPEG-1 Layer III (MP3) - проприетарный кодек аудиозаписей (музыка, аудиокниги и т. п.) для компьютерной техники и цифровых проигрывателей

§ Ogg Vorbis (OGG) - второй по популярности формат, широко используется в компьютерных играх и в файлообменных сетях для передачи музыки

§ GSM-FR - первый цифровой стандарт кодирования речи, использованный в телефонах GSM

§ Adaptive multi rate (AMR) - запись человеческого голоса в мобильных телефонах и других мобильных устройствах