Open
Close

Правовое регулирование информационных отношений: общая характеристика. Правовое регулирование в информационной сфере

Правовое регулирование в информационной сфере является новой и сложной задачей для государства. В РФ существует ряд законов в этой области:

1. Закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» регламентирует юридические вопросы, связанные с авторскими правами на программные продукты и базы данных.

2. Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (2006 год) позволяет защищать информационные ресурсы (личные и общественные) от искажения, порчи, уничтожения.

Статья 11 этого закона – «Информация о гражданах (персональные данные)» - содержит гарантии недопущения сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни граждан (это может делаться лишь на основании решения суда), недопустимости использования собранной любым путем информации для дискриминации граждан по любому признаку.

3. В уголовном кодексе РФ имеется раздел «Преступления в сфере компьютерной информации». Он предусматривает наказание за:

· неправомерный доступ к компьютерной информации;

· создание, использование, и распространение вредоносных программ для ЭВМ;

· умышленное нарушение правил эксплуатации ЭВМ и их сетей.

Проблема информационной безопасности

Наиболее острой проблемой информационного общества является проблема информационной безопасности, от отдельного человека до государства.

Проблемы информационной безопасности в России регламентируются Доктриной информационной безопасности РФ, принятой в 2000 году. В Доктрине определен перечень информационных объектов, требующих защиты; национальные интересы РФ в информационной сфере; методы обеспечения информационной безопасности. Также Доктрина обращает особое внимание на проблему информационного неравенства в области образования.

Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах) – юридическая формула, принятая в Федеральном законе «об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Вопросы и задания

1. Зачем нужны законодательные акты в информационной сфере?

3. Какой закон регламентирует вопросы защиты информационных ресурсов?

4. На какой закон вы сошлетесь, если вам будет нанесен ущерб путем использования информации, касающейся вашей частной жизни?

5. Какую информацию вы считаете конфиденциальной для вас лично, для колледжа, для государства?

6. Что относится к объектам информационной безопасности России?



7. Что относится к национальным интересам России в информационной области?

8. В чем заключается проблема информационного неравенства в области образования? Сталкивались ли вы в своей жизни с подобной проблемой?

Самостоятельная работа

2. Программы для ЭВМ

3. Программы для ЭВМ относятся к

Аудиовизуальным произведениям

Производным произведениям

Техническим произведениям

Литературным произведениям

Только программы

Программы и базы данных

Программы и любые файлы данных

Только базы данных

5. Минимальный размер штрафа за компьютерные; преступления

6.Максимальный срок лишения свободы за компьютерные преступления

7. Программным средством защиты лицензионных программ от копирования является

Атрибут доступа

Базовые законы информационного права

    Базовые законы информационного права занимают особое место в системе информационного законодательства. С момента их появления в отечественной правовой системе они были призваны выполнять две функции:

    а) с помощью основных (общих) положений определять общий нормативный правовой климат правового обеспечения информационной сферы человеческой деятельности в целом, т.е. вне зависимости от отраслевого на неё воздействия;

    б) непосредственно регулировать информационные правоотношения, возникающие по поводу информации и связанных с нею систем, а также в связи с использованием главных объектов права информационного характера (информационным системам, информационно-телекоммуникационным сетям, массовой информации и информации ограниченного доступа, электронной подписи, информационным технологиям, защите информации и информационной безопасности).

    К общим положениям базовых федеральных законов правового регулирования информационной сферы общественных отношений относятся:

    основные понятия информационной сферы и их определения,

    принципы правового регулирования,

    правовой статус основных субъектов информационных правоотношений,

    общие правила поведения субъектов информационных правоотношений, содержащие общие дозволения, запреты и ограничения в информационной сфере.

    Иначе говоря, нормы базовых законов информационного законодательства определяют основные положения общего правового режима информации и связанных с нею систем.

    Следовательно, нормы базовых законов двуедино воздействуют на информационные правоотношения:

    1) определять общие условия правового режима информации применительно к отдельным её отраслевым подгруппам – трудовым, административным, уголовно-правовым и др.;

    2) устанавливать общие правила поведения в области информации, информационных систем, информационных технологий, а также общие правила обеспечения правовой защиты интересов личности, общества и государства в информационной сфере.

Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Федеральный закон от 07.07.2003. № 126-ФЗ «О связи»

Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»

Федеральный закон от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»

Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»

Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации»

Федеральный закон от 21 июня 1993 № 5485-1 «О государственной тайне», Федеральный закон от 29 июля 2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».

Федеральный Закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных»

Федеральный закон от 10.01.2003 № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»

Федеральные законы О библиотечном деле, Об архивном деле и О статистическом учете

Развитие рыночных отношений в информационной деятельности поставило вопрос о защите информации как объекта интеллектуальной собственности и имущественных прав на нее.

В Российской Федерации правовое регулирование на информационном рынке осуществляется на основании следующих указов, постановлений и законов:

"Об информации, информатизации и защите информации"

"О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных".

"О правовой охране топологий интегральных схем".

""О персональных данных"".

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации-- совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации была утверждена 9 сентября 2000 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным.

Доктрина служит основой для:

  • · формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
  • · подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
  • · разработки целевых программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Доктрина развивает Концепцию национальной безопасности Российской Федерации применительно к информационной сфере.

К объектам информационной безопасности Российской Федерации относятся:

  • - информационные ресурсы, независимо от форм хранения, содержащие информацию, составляющую государственную тайну и ограниченного доступа, а также открытую (общедоступную) информацию и знания;
  • - система формирования, распространения и использования информационных ресурсов, включающая информационные системы различного класса и назначения, библиотеки, архивы, базы и банки данных, информационные технологии, регламенты и процедуры сбора, обработки, хранения и передачи информации, научно-технический и обслуживающий персонал;
  • - информационная инфраструктура, включающая центры обработки и анализа информации, каналы информационного обмена и телекоммуникации, механизмы обеспечения функционирования телекоммуникационных систем и сетей, в том числе системы и средства защиты информации;
  • - система формирования общественного сознания (мировоззрение, политические взгляды, моральные ценности и пр.), базирующаяся на средствах массовой информации и пропаганды;
  • - права граждан, юридических лиц и государства на получение, распространение и использование информации, защиту конфиденциальной информации и интеллектуальной собственности.

Информационная безопасность всех вышеуказанных объектов создает условия надежного функционирования государственных и общественных институтов, а также формирования общественного сознания, отвечающего прогрессивному развитию страны.

Угроза информации-это утечка или возможность нарушения целостности информации.

Определив понятие “угроза информации”, рассмотрим его относительно непосредственного воздействия на информацию, обрабатываемую на каком-либо объекте (кабинете, предприятии, фирме). Анализируя возможные пути воздействия на информацию, представляемую как совокупность n информационных элементов, связанных между собой логическими связями, можно выделить основные нарушения, которые будут являться видами угроз информационной безопасности:

  • - физической целостности (уничтожение, разрушение элементов);
  • - логической целостности (разрушение логических связей);
  • - содержания (изменение блоков информации, внешнее навязывание ложной информации);
  • - конфиденциальности (разрушение защиты, уменьшение степени защищенности информации);
  • - прав собственности на информацию (несанкционированное копирование, использование).

В законе РФ «О безопасности» дано определение угрозы безопасности как совокупности условий, факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. В связи с этим и вышеизложенным под информационной безопасностью понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. Тогда с позиции обеспечения информационной безопасности можно определить, что под информационной угрозой понимается воздействие дестабилизирующих факторов на состояние информированности, как извне, так и внутри государства, подвергающее опасности жизненно важные интересы личности, общества и государства.

В ряде стран принимаются законодательные меры против спамеров. Попытки законодательного запрещения или ограничения деятельности спамеров наталкиваются на целый ряд сложностей. Непросто определить в законе, какая рассылка является законной, а какая нет. Хуже всего то, что компания (или лицо), рассылающая спам, может находиться в другой стране. Для того, чтобы такие законы были эффективными, необходимо выработать согласованное законодательство, которое действовало бы в большинстве стран, что представляется труднодостижимым в обозримом будущем.

Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.

В последнее время проблема защиты информации рассматривается как проблема информационной безопасности - неотъемлемой составной части национальной безопасности Российской Федерации. Это ясно определяется Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 года № 1300 (последняя редакция - январь 2000 года) и Доктриной информационной безопасности РФ, принятой в сентябре 2000 года. Здесь система национальных интересов России определяется совокупностью основных интересов личности, общества и государства.

В то время как информационная безопасность -- это состояние защищённости информационной среды, защита информации представляет собой деятельность по предотвращению утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию, то есть процесс, направленный на достижение этого состояния.

Безопасность информации (данных)-- состояние защищенности информации (данных), при котором обеспечены её (их) конфиденциальность, доступность и целостность.

Существенные признаки понятия:

В качестве стандартной модели безопасности часто приводят модель из трёх категорий:

конфиденциальность -- состояние информации, при котором доступ к ней осуществляют только субъекты, имеющие на нее право;

целостность -- избежание несанкционированной модификации информации;

доступность -- избежание временного или постоянного сокрытия информации от пользователей, получивших права доступа.

Выделяют и другие не всегда обязательные категории модели безопасности:

неотказуемость или апеллируемость -- невозможность отказа от авторства;

подотчётность -- обеспечение идентификации субъекта доступа и регистрации его действий;

достоверность -- свойство соответствия предусмотренному поведению или результату;

аутентичность или подлинность -- свойство, гарантирующее, что субъект или ресурс идентичны заявленным.

Исторические аспекты возникновения и развития информационной безопасности

Объективно категория «информационная безопасность» возникла с появлением средств информационных коммуникаций между людьми, а также с осознанием человеком наличия у людей и их сообществ интересов, которым может быть нанесен ущерб путём воздействия на средства информационных коммуникаций, наличие и развитие которых обеспечивает информационный обмен между всеми элементами социума.

1. Понятие информационных отношений . Информационные отношения – обособленная, однородная группа общественных отношений, возникающих при обращении информации в информационной сфере в результате осуществления информационных процессов в порядке реализации каждым информационных прав и свобод, а также в порядке исполнения обязанностей органами государственной власти и местного самоуправления по обеспечению гарантий информационных прав и свобод.

2. Основы правового режима информационных ресурсов . Согласно Федеральному закону «Об информации, информатизации и защите информации» информационные ресурсы являются объектами отношений физических, юридических лиц, государства, составляют информационные ресурсы России и защищаются законом наряду с другими ресурсами. Правовой режим информационных ресурсов определяется нормами, устанавливающими:

· порядок документирования информации

· право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах

· порядок правовой защиты информации

3. Нормативные правовые акты, регулирующие информационные отношения . Существует несколько уровней нормативных правовых актов, регулирующих информационные отношения: Конституция РФ, международные договоры РФ, федеральные нормативные правовые акты, нормативные правовые акты субъектов РФ.

Конституция РФ. Она включает нормы о разграничении предметов ведения РФ и субъектов РФ, а также нормы о правах и свободах человека и гражданина в сфере информационных отношений. Согласно ст. 71 информация и связь находятся в ведении РФ. Согласно ст. 29 каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Гарантируется свобода массовой информации; цензура запрещается. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Согласно ст. 23 каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Согласно ст. 24 сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Согласно ст. 33 граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Согласно ст. 24 органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Согласно ст. 44 каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Согласно ст. 42 каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Согласно ст. 41 сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. Согласно ст. 15 любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Международные договоры РФ. Это международные договоры общего характера (напр., Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948, содержащая норму о свободе искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ), а также международные договоры, специально касающиеся информационных отношений. К последним относятся напр., многосторонние договоры – Лондонская конвенция об информации относительно иностранного законодательства (1968), Брюссельская конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (1974), Женевская конвенция Международного союза электросвязи (1992). К специальным международным договорам в сфере информации относится Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации (2001), участником которой РФ не является. Примерами двусторонних договоров являются: Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины о сотрудничестве в области технической защиты информации (1996), Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области защиты информации (1997), Соглашение между Правительством РФ и Правительством Киргизской Республики о сотрудничестве в области информации (1999).

Федеральные законы. Федеральные законы, регулирующие информационные отношения, можно разделить на несколько групп.

1) законодательство о формировании информационных ресурсов, подготовке информационных продуктов, предоставлении информационных услуг. Базовым актом этого законодательства является Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации». Сюда же относятся федеральные законы «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», «Об обязательном экземпляре документов», «Об участии в международном информационном обмене»

2) законодательство о создании и применении информационных систем, их сетей, иных информационных технологий и средств их обеспечения. Сюда относятся федеральные законы «О связи», «О техническом регулировании» (напр., норма об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации), «Об электронной цифровой подписи»

3) законодательство о государственной тайне

4) законодательство о коммерческой тайне

5) законодательство о средствах массовой информации. Сюда относятся федеральные законы «О средствах массовой информации», «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»

6) законодательство о библиотечном деле

7) законодательство об архивном деле

Законы субъектов РФ. Примерами законов субъектов РФ в сфере информации являются законы города Москвы «Об информационных ресурсах и информатизации города Москвы», «О гарантиях доступности информации о деятельности органов государственной власти города Москвы».

1. Содержание понятия «информация» в законодательстве . Согласно ст. 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Данная дефиниция термина «информация» в российском законодательстве не является единственной. Другая формулировка вытекает из содержания понятия «массовая информация», приведенного в Законе РФ «О средствах массовой информации», Федеральном законе «Об участии в международном информационном обмене». Согласно данным нормативным актам массовая информация – то предназначенные для неопределенного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Если считать, что в формулировке «предназначенные для неопределенного круга лиц» проявляется видовое отличие понятия «массовая информация», то сама информация – это печатные, аудио-, аудиовизуальные, иные сообщения и материалы. Т.о., один закон понимает под информацией сведения, другой – сообщения и материалы. По мнению юристов «сведения» составляют содержание «сообщений и материалов». В законодательстве также дается определение компьютерной информации. Согласно ч. 1 ст. 272 УК под компьютерной информацией понимается информация на машинном носителе, в ЭВМ, системе ЭВМ или их сети.

2. Содержание понятия «информационные процессы» в законодательстве . Согласно ст. 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» информационные процессы – процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации. Т.о., понятие «информационные процессы» определяется в законе через перечисление шести разновидностей данных процессов. Данный перечень не является исчерпывающим и единственным в законодательстве. Тот же Закон об информации в ст. 1 содержит более широкий перечень информационных процессов: помимо названных процессов там названы также создание и предоставление потребителю документированной информации. Перечень информационных процессов приводится также в ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, которая устанавливает право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Из этого следует вывод, что законодатель не ставил перед собой цели детально описать информационные процессы, перечислить все их разновидности, и не придавал значения соотношению информационных процессов, названных в различных нормативных правовых актах. Т.о., перед нами не определение информационных процессов, а скорее их общая характеристика, заключающаяся в активных и пассивных действиях по отношению к информации. Активными действиями по отношению к информации можно назвать, в частности, поиск и распространение, пассивными – получение и хранение.

1. Содержание понятия «документированная информация (документ)» в законодательстве . Согласно ст. 1 Федерального закона «О библиотечном деле» документ – материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования. Данное определение имеет существенную недоработку – ограниченный набор форм фиксации информации (напр., под данное определение не подпадают документы, в которых информация зафикси­рована в форме электромагнитных сигналов). Аналогичное определение было в ст. 1 Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов»; позже в данный закон были внесены изменения и определение документа было изложено в следующей редакции: «документ – материальный носитель с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи (фонограммы), изображения или их сочетания, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях общественного использования и хранения». Согласно ст. 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» документированная информация (документ) – зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Данное определение не дает какого-л. перечня способов документирования информации, следовательно, ими могут выступать любые известные на сегодняшний день, а также способы, которые появятся в будущем. В юриспруденции достаточно давно используется термин «компьютерный (машинный, электронный) документ», определение которого было окончательно сформулировано в ст. 3 Федерального закона «Об электронной цифровой подписи», согласно которой электронный документ – документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме.

2. Содержание понятия «информационные ресурсы» в законодательстве . Согласно ст. 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). Следовательно, информационные ресурсы, по смыслу закона, составляют не сведения в чистом виде; их образует только документированная информация. Однако иное понимание информационных ресурсов встречается в Таможенном кодексе РФ, согласно которому информационные ресурсы таможенных органов составляют документы и сведения, представляемые лицами при совершении таможенных операций в соответствии с Кодексом, а также иные документы и сведения, имеющиеся в распоряжении таможенных органов в соответствии с Кодексом и другими федеральными законами. Информационные ресурсы как документы могут рассматриваться в качестве объектов вещных прав и входить в состав соответствующего имущества. Напр., согласно Федеральному закону «О благотворительной деятельности» в собственности или на ином вещном праве благотворительной организации могут находиться: здания, сооружения, оборудование, денежные средства, ценные бумаги, информационные ресурсы, другое имущество.

3. Содержание понятия «информационная система» в законодательстве . Согласно ст. 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» информационная система – организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в т.ч. с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы. К наиболее распространенным информационным системам, исходя из определения информационных ресурсов, относятся: библиотека, архив, фонд, банк данных. В Федеральном законе «Об электронной цифровой подписи» раскрывается содержание понятий «информационная система общего пользования» и «корпоративная информационная система». Информационная система общего пользования – информационная система, которая открыта для использования всеми физическими и юридическими лицами и в услугах которой этим лицам не м.б. отказано. Примером информационной системы общего пользования является сеть Интернет. Корпоративная информационная система – информационная система, участниками которой м.б. ограниченный круг лиц, определенный ее владельцем или соглашением участников этой информационной системы. В законодательстве упоминаются другая разновидность информационных систем – автоматизированная информационная система (Федеральный закон «О государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы"»).

Уголовный закон (ч. 1 ст. 272 УК) понимает под компьютерной информацией информацию на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или их сети.

1. Документированная и недокументированная информация . Как видно из анализа Федерального закона «Об информации», правовой защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу. Анализ текста ст. 273 УК, где при упоминании термина «информация» снято указание на ее охраняемость законом, показывает, что когда осуществляются действия с вредоносным программами для ЭВМ (ст. 273), уголовно-правовой защите подлежит любая (с ограничениями, о которых речь пойдет ниже) информация, независимо от того, документирована она или нет, имеет ли она собственника или предназначена для использования неограниченным кругом лиц. При совершении же двух других преступлений в сфере компьютерной информации (ст. 272, 274 УК РФ) уголовно-правовой защите подлежит документированная информация, способ использования которой установлен ее собственником.

2. Программные средства . Предметом преступного воздействия м.б. также информация в виде программных средств, обеспечивающих правильную работу компьютерной техники. Известные случаи противоправного проникновения в ЭВМ показывают, что для воздействия на информацию злоумышленники обычно вынуждены прежде всего изменять различными способами программные средства (или порядок их работы), обеспечивающие взаимодействие устройств ЭВМ между собой и с пользователем. Воздействие данного вида осуществляется на операционные системы и сервисные программы, обеспечивающие коммуникационные задачи.

Вопрос об отнесении программ к категории компьютерной информации требует дополнительных пояснений. Федеральный закон «Об информации» причислил программы для ЭВМ к средствам обеспечения автоматизированных информационных систем. В комментарии к этому положению закона специально подчеркивается целесообразность разделения терминов «документированная информация» и «программные средства» во избежание путаницы при решении задач правового регулирования отношений, связанных с данными объектами. Дело в том, что программа для ЭВМ фактически имеет двойственную природу: с одной стороны, она является инструментом воздействия на информацию, с другой – она сама как совокупность команд и данных является информацией.

С криминалистической точки зрения программа, хранящаяся в ЭВМ, как и всякий иной ограниченный объем информации, м.б. подвергнута любому из воздействий, предусмотренных уголовным законом (уничтожение, модификация, блокирования и др.). Нельзя не видеть, что программа для ЭВМ обладает и совокупностью признаков, характерных для документированной информации, и прямо охраняется соответствующими законами. Статьей 273 УК предусмотрен и специальный случай неправомерного доступа к компьютерной информации - внесение изменений в существующие программы.

3. Понятие компьютерной информации . Очевидно, что прямое использование в криминалистической практике представления об информации, изложенного в Федеральном законе «Об информации», без учета уточненной в УК позиции законодателя было бы не корректным. Однако точки зрения авторов комментариев к УК в этом вопросе разделились. Одни сочетают позиции двух законов, другие предлагают использовать в практике непосредственно определение, данное законодателем. Третьи, осознавая возникшие противоречия, предлагают собственное определение. Так, по мнению авторов одного из комментариев, компьютерная информация - это информация, зафиксированная на машинном носителе и передаваемая по телекоммуникационным каналам в форме, доступной восприятию ЭВМ.

Скорее всего, определение «компьютерная» применительно к информации возникло для отграничения данного вида преступлений, предусмотренных другими разделами УК РФ. Данные соображения позволяют включать программы для ЭВМ в понятие «компьютерная информация» наряду с иными описанными видами информации. На основании вышеизложенного можно сделать предположение, что компьютерная информация – это сведения, знания или набор команд (программа), предназначенные для использования в ЭВМ или управления ею, находящиеся в ЭВМ или на машинных носителях, - идентифицируемый элемент информационной системы, имеющий собственника, установившего правила ее использования.

Что же касается различия в терминах «компьютерная информация» (ст.272), «информация ЭВМ» (ст.274), то аргументированного объяснения найти не удалось. Возможно, в УК они используются как синонимы.

Базовые законы информационного права занимают особое место в системе информационного законодательства. С момента их появления в отечественной правовой системе они были призваны выполнять две функции:

а) с помощью основных (общих) положений определять общий нормативный правовой климат правового обеспечения информационной сферы человеческой деятельности в целом, т.е. вне зависимости от отраслевого на неё воздействия;

б) непосредственно регулировать информационные правоотношения, возникающие по поводу информации и связанных с нею систем, а также в связи с использованием главных объектов права информационного характера (информационным системам, информационно-телекоммуникационным сетям, массовой информации и информации ограниченного доступа, электронной подписи, информационным технологиям, защите информации и информационной безопасности).

К общим положениям базовых федеральных законов правового регулирования информационной сферы общественных отношений относятся:

основные понятия информационной сферы и их определения,

принципы правового регулирования,

правовой статус основных субъектов информационных правоотношений,

общие правила поведения субъектов информационных правоотношений, содержащие общие дозволения, запреты и ограничения в информационной сфере.

Иначе говоря, нормы базовых законов информационного законодательства определяют основные положения общего правового режима информации и связанных с нею систем.

Следовательно, нормы базовых законов двуедино воздействуют на информационные правоотношения:

1) определять общие условия правового режима информации применительно к отдельным её отраслевым подгруппам – трудовым, административным, уголовно-правовым и др.;

2) устанавливать общие правила поведения в области информации, информационных систем, информационных технологий, а также общие правила обеспечения правовой защиты интересов личности, общества и государства в информационной сфере.

Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Федеральный закон от 07.07.2003. № 126-ФЗ «О связи»

Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»

Федеральный закон от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»

Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»

Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации»

Федеральный закон от 21 июня 1993 № 5485-1 «О государственной тайне», Федеральный закон от 29 июля 2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».


ФедеральныйЗаконот 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных»

Федеральный закон от 10.01.2003 № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»

Федеральные законы О библиотечном деле, Об архивном деле и О статистическом учете

20 вопрос.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ И О ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ, от 27. 07. 2006 №149

Содержит 18 статей, по главам не разбит.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения , возникающие при:

1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;

2) применении информационных технологий;

3) обеспечении защиты информации.

Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если иное не предусмотрено законом. К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Такая информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению.

Так же существует ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:

1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;

2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;

3) реализацию права на доступ к информации.

Объекты правоотношений:

1. информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;

2. электронное сообщение - информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети

3. документированная информация - зафиксированная на материальном носителе путем информация с реквизитами.

4. электронный документ - документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин.

5. страница сайта в сети "Интернет" - часть сайта в сети "Интернет", доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети "Интернет";

Субъекты правоотношений:

1. обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам;

2. оператор информационной системы - гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных;

3. владелец сайта в сети "Интернет" - лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети "Интернет", в том числе порядок размещения информации на таком сайте;

4. провайдер хостинга - лицо, оказывающее услуги по предоставлению вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе, постоянно подключенной к сети "Интернет".

21 вопрос.

6 глав:

А) общие положения Б) принципы и условия обработки персональных данных В) права субъекта персональных данных Г) обязанности оператора Д) Контроль и надзор за обработкой персональных данных. Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона Е) заключительная часть